Ru En

Ускорение железнодорожных строек может навредить ООПТ

15.07.2020

Во вторник Госдума одобрила во втором чтении законопроект, призванный ускорить железнодорожные стройки ОАО РЖД. Ко второму чтению он пополнился нормами, разрешающими, в частности, не проводить государственную экологическую экспертизу при возведении железных и автомобильных дорог, портов и аэродромов на особо охраняемых природных территориях. Ранее “Ъ” сообщал о планах депутатов в принципе отменить экологическую оценку рисков при строительстве наиболее опасных объектов и мусорных предприятий в стране. Однако после публикации “Ъ” и петиций экологических организаций от столь радикальных новшеств депутаты отказались. Впрочем, экологи все равно опасаются застройки заповедных земель.


Законопроект, призванный ускорить приоритетные стройки ОАО РЖД, был одобрен депутатами во втором чтении во вторник. Документ предполагает наделить правительство РФ полномочиями отменять ряд нормативов при возведении наиболее важных железнодорожных объектов (см. “Ъ” от 29 апреля). Ранее “Ъ” сообщал, что ко второму чтению профильный комитет по транспорту и строительству подготовил версию пакета поправок, которым предлагалось полностью отменить государственную экологическую экспертизу (ГЭЭ) при строительстве наиболее опасных объектов (см. “Ъ” от 15 июня). Кроме того, депутаты предлагали отказаться от ГЭЭ при строительстве всех объектов обращения с отходами — в частности, мусоросжигательных заводов, предприятий по утилизации и обезвреживанию мусора, а также проектов рекультивации свалок. Госэкспертизу предлагалось отменить и для практически всех строек на особо охраняемых природных территориях (ООПТ).

После публикации “Ъ” и петиций «Гринписа России» и «WWF России» от столь радикальных поправок к закону «Об экологической экспертизе» депутаты решили отказаться. Кроме того, по словам собеседников “Ъ”, проект не поддержало государственно-правовое управление президента РФ. Однако ко второму чтению законопроект пополнился нормами, которыми, в частности, предлагается отменить экологическую экспертизу при строительстве любых объектов на ООПТ регионального значения.

Кроме того, в тексте говорится, что до конца 2024 года проектная документация «объектов капитального строительства, предназначенных для модернизации и расширения магистральной инфраструктуры», которые планируется построить на ООПТ любого уровня, не обязана проходить экологическую экспертизу.

К таковым предлагается относить, в частности, автомобильные и железные дороги, морские и речные порты, транспортно-пересадочные узлы и аэродромы. Однако конкретный перечень объектов должно установить правительство. В документе отмечается, что часть послаблений необходима для «увеличения пропускной способности Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей».

Один из авторов законопроекта об ускорении железнодорожных строек, депутат Госдумы Николай Гончар отказался комментировать “Ъ” необходимость внесения поправок, поскольку находился за рулем.

В случае принятия законопроекта документация будет проверяться в рамках градостроительной экспертизы при Минстрое. Ранее эксперты высказывали “Ъ” опасения в том, что эта экспертиза может не учесть всех возможных природоохранных рисков от реализации проекта.

Отметим, несмотря на отмену экологической экспертизы, строительство упомянутых объектов будет возможно на ООПТ лишь в случае, если это не запрещено другими законодательными актами (например, законом об ООПТ).

Директор по экономическим и правовым вопросам охраны природы «WWF России» Екатерина Хмелева считает, что это может стать сдерживающим фактором от тотальной застройки природоохранных территорий. «Насколько законопроект станет серьезной угрозой для ООПТ, покажет время,— отмечает она.— Хотя документация для таких объектов и будет проходить проверку в рамках градостроительной экспертизы, все равно у заказчиков появляется возможность избежать проведения общественных обсуждений и оценки воздействия на окружающую среду».

Минприроды подготовило поправки к закону об ООПТ

«Все перечисленные объекты очень масштабные и будут оказывать существенное воздействие на природные комплексы,— говорит эксперт "Гринписа России" Михаил Крейндлин.— Это грозит разрушением территорий и создаст угрозу среде обитания животных». Он обращает внимание, что в Госдуме находится другой законопроект, который может привести к постепенной застройке и разрушению заповедных земель. Речь идет о документе, который может разрешить правительству менять границы национальных парков (см. “Ъ” от 18 июня). «Если режим особо охраняемых природных территорий не позволит построить автодорогу, это получится с помощью другого закона, который просто позволит вывести этот участок из ее границ»,— полагает господин Крейндлин.

Анна Васильева



Возврат к списку

Заказ звонка

нажимая на кнопку "Отправить", вы соглашаетесь с правилами обработки персональных данных

Спасибо!

Мы свяжемся с вами в ближайшее время

Ошибка.

К сожалению, сообщение не удалось отправить. Попробуйте позже еще раз

Онлайн-заявка

нажимая на кнопку "Отправить", вы соглашаетесь с правилами обработки персональных данных